Герб района Красносельский
Гербовая эмблема
Красный цвет щита отражает название муниципального образования. На территории, вошедшей в состав Москвы в XVIII веке, существовало великокняжеское село Красное, известное с XV века. Серебряный вилообразный крест символизирует наличие крупного железнодорожного узла, включающего три знаменитых московских вокзала, расположенных на одной площади: Ленинградский, Казанский, Ярославский. Силуэт аллегории Славы напоминает о находившихся на территории муниципального образования уникальных памятниках архитектуры.
О районе
Красносе́льский — район Москвы. Входит в Центральный административный округ. В районе находятся Ленинградский, Ярославский и Казанский вокзалы. По территории района прошла первая в России линия метро.
История
Современный Красносельский район (или, как его называли в старину, Красное село) - один из самых оживленных, развивающихся быстрыми темпами, и удивительно красивых уголков столицы. Он находится в северо-восточном секторе центральной части Москвы (граничит с районами Мещанский, Басманный Центрального округа и Сокольники - Восточного) на площади в 429, 7 га. Несмотря на то, что район неотделим от всего остального города, он имеет ярко выраженные особенности, как в отношении ландшафта и архитектуры, так и в социальной структуре.
Граница района проходит по оси проезда на Фуркасовский пер., далее - по осям: Фуркасовский пер. и ул. М. Лубянка, границе между владениями №№ 16 и 18 по ул. Б. Лубянка (б. ул. Дзержинского) и ул. Сретенка, южной и восточной границам Б. Сухаревская пл. (б. Б. Колхозная пл.), 1-го Коптельского, Грохольского, Астраханского, Протопоповского (б. Безбожного пер.) пер., Пантелеевской и С. Перереяславской улиц, оси Октябрьской ж. д., оси Рижского путепровода, юго-западной границе полосы отвода Митьковской соединительной ж. д. ветки МЖД, далее - на юго-запад (400 метров) до Новой Переведеновской ул., осям: Новой Переведеновской ул., проезда вдоль до юго-западной границы эстакады, Ольховской ул., 1-го Басманного пер., ул. Новая Басманная, пл. Красные Ворота (б. Лермонтовская пл.), Мясницкого (б. Кировского пр.) пр., ул. Мясницкой (б. ул. Кирова) до проезда на Фуркасовский пер.
Одной из особенностей района является функциональная подчиненность всей жизнедеятельности района крупнейшему в Москве железнодорожному и транспортно-пересадочному узлу.
Вокзалов созвездье - так, наверное, точнее всего можно назвать район. А ведь вокзал - это ворота города, визитная карточка, первое рукопожатие и знакомство. Каждый москвич рано или поздно всегда попадает сюда. Встречи, расставания, шумные проводы, слезы разлуки и радость долгожданного путешествия - все это создает свой, ни с чем не сравнимый колорит. Два вокзала (Казанский и Ярославский) Московской железной дороги и Ленинградский вокзал Октябрьской железной дороги, а также линейные предприятия этих дорог - таков большой железнодорожный узел, расположенный в районе. И над всем этим царит Площадь трех вокзалов (б. Комсомольская площадь). Этот уникальный архитектурный ансамбль появился во второй половине XIX века. Первым был построен в 1849 Николаевский вокзал (ныне Ленинградский). Его возвели по проекту архитектора К. Тона для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851 году. По замыслу заказчиков и царского двора он должен был представлять собой точную копию Московского вокзала в северной столице. В комплекс вокзальных построек входило и здание Московской таможни, которому архитектор придал сугубо деловой, официальный вид. Ныне в нем располагается Главное таможенное управление России. В 1950 году заново были отделаны красочные интерьеры Ленинградского вокзала, а еще через 27 лет его здание подверглось коренной перестройке. Однако внешний вид сохранился без изменений.
А в 1862 году перед взором москвичей предстал Ярославский вокзал. Его строили по проекту самого модного архитектора начала XX века Ф. Шехтеля. Отсюда начинается самая большая в мире железнодорожная магистраль "Москва-Владивосток". Ее длина - 9302 км. На Ярославский вокзал приходят поезда из Китая, Монголии и Северной Кореи. Само здание являет собой образец неорусского стиля. Декоративные панно внутри главного зала считаются уникальными произведениями отделочного искусства. Великолепные цветные орнаменты рождают ассоциации с неповторимой природой русского Севера. В 1995 году проведена большая реконструкция вокзала. В результате изменилась планировка внутренних помещений, в два раза увеличились площади для обслуживания пассажиров. Отремонтированы галерея и колонный зал, заново расписан потолок. Установлена электронная информационная система. Ныне это крупнейший вокзал столицы. Ежедневно он принимает и отправляет около 300 пар поездов. И, наконец, 1864 год ознаменовался строительством Рязанского вокзала (именно на его месте в 1913 году архитектор А.В. Щусев начал возводить Казанский вокзал, который создавался 27 лет). Он связывает Москву с городами Поволжья, Урала, Сибири и Средней Азии. Здание также выполнено в неорусском стиле, однако заметно, что в его композиции используются мотивы древнего русского зодчества, характерные для таких городов, как Нижний Новгород, Астрахань, Рязань. Центральная часовая башня напоминает башню Сююмбеки в Казанском кремле. В середине 50-х годов был достроен зал пригородного сообщения, соединенный со станцией метро Комсомольская.
Со стороны Краснопрудной улицы к вокзалу примыкают вписанные в единый ансамбль корпуса Центрального Дома культуры железнодорожников. Здание, являющееся памятником архитектуры, построено в 1925-1927 г.г. по проекту А.В. Щусева. Открытие его состоялось 30 апреля 1927 года.
История ЦДКЖ тесно связана с именами многих великих люда прошедшего века. Среди них на одном из первых мест стоит И.О. Дунаевский, творческая деятельность которого проходила здесь с 1938 года. В течение 10 лет композитор руководил ансамблем песни и пляски ЦДКЖ им. Александрова. У истоков джаз-оркестра Дома стоял Л. О. Утесов, позже художественным руководителем музыкального коллектива стал Д. Я. Покрасс.
ЦДКЖ является старейшим в Москве учреждением культуры. Здесь в свое время работали оперная и литературная студии. Продолжает свою работу народная изостудия.
Венчает облик главного "вокзального перекрестка" столиц изящная 28-этажная башня гостиницы "Ленинградская". Она поднялась на Каланчевской улице в 1953 году как одно из семи высотных зданий Москвы. Спроектировали ее архитекторы Л. Поляков и А. Борецкий. В истории зодчества это было время, отмеченное пафосом великой Победы советского народа над фашизмом, пора больших надежд и устремлений. Высотное здание с четкими пропорциями заняло подобающее место на площади, став ее доминантой. Силуэт гостиницы ближе всего по духу к архитектуре Казанского вокзала. В ее декоративных деталях использованы черты русского барокко. Через "красное теремное крыльцо" мы попадаем в широкий вестибюль, темно-синие своды которого покрыты золотыми узорами. Впечатляет сверхвысокий потолок. Колонны из искусственного мрамора, парадные лестницы, бронзовые леопарды, росписи на стенах, ликование цвета, формы и материалов. Внизу расположились два ресторана. Сегодня Комсомольская площадь днем и ночью гостеприимно встречает и провожает жителей и гостей столицы. Более 250 тыс. пассажиров в сутки отправляется на поездах дальнего следования и пригородных электропоездах. Хочется оказаться в другом конце страны – пожалуйста, Красносельский район, площадь трех вокзалов - вот ваш первый шаг к осуществлению мечты.
В 1935 году в Москве открылась первая линия Метрополитена "Парк культуры - Сокольники". Подземная железная дорога была настоящим чудом, и часть этой дороги прошла по подземелью нынешнего Красносельского района.
Сооружение первой очереди метрополитена завершилось к октябрю 1934 года. Было пробито 16,8 км тоннелей. Первая шахта метрополитена была сооружена на Русаковской улице, где сейчас расположена фирма "Мона".
Первый пробный поезд прошел по участку "Комсомольская" - "Красносельская" - "Сокольники". А 15 мая уже началось пассажирское движение по всем 13 станциям, от "Сокольников" до "Парка Культуры". В первый же день работы метро было перевезено 370 тысяч пассажиров!
Сверкающий огнями подземный поезд плавно замедляет ход. Станция "Красносельская". В распахнувшиеся автоматические двери видны розовые и палевые прожилки колонн, просторный перрон. В вагон входят инженер, технические работники - первые пассажиры созданного ими же метрополитена, и снова захлопнулись двери, и снова поезд бесшумно устремляется вперед.
Иреальное великолепие розово-палевых колонн из мрамора, с капитолями, увенчанными гордой надписью "КИМ", открываются на перроне подземной станции "Комсомольская площадь". Пассажиры почти одним и тем же жестом вытаскивают часы: всего три с половиной минуты! Три с половиной минуты, поглотившие расстояние от "Сокольников до "Комсомольской площади". Перрон сверкает электричеством, нарядные изящные вагоны подземного поезда снова готовы в путь. Гудок и неправдоподобие, воплощенное в реальность, и материализованная фантастика подземной Москвы, сверкая огнями, снова бесшумно устремляется вдаль", - так писал корреспондент "Вечерки", совершивший первую поездку на метро.
По всей трассе - от Сокольников до Парка Культуры - поезда проследовали 5 февраля 1935 года.
Московское метро проектировалось и строилось с учетом опыта европейских столиц. До сих пор воображение москвичей и гостей столицы поражает архитектура и роспись вестибюлей станций метро, которые строились и оформлялись по проектам и эскизам замечательных архитекторов и художников.
Станция "Красные ворота" (с 1962 по 1986 г.г. - "Лермонтовская") построена по проекту архитекторов А.И. Фомина и Н.Н. Андриканиса. Вестибюль, выходящий на площадь "Красные ворота" стилизован под морскую ракушку. В облицовке пилонов самой станции использован красный, серый, белый и желтый мрамор. В 1938 году на Международной всемирной выставке в Париже проекту этой станции была присуждена Гран-при.
Станция "Комсомольская"-радиальная построена по проекту известного архитектора Д.Н. Чечулина. В оформлении станционного зала использован розовый мрамор, пол выложен гранитом. Станцию украшает панно "Метростроевцы" художника Ё.Е. Лансере, выполненное из майолики. Капитоли колонн украшены бронзовой эмблемой молодежного интернационала - "КИМ". Над путями расположены балконы, соединенные пешеходными мостиками. Станция метро "Красносельская" выполнена по проекту архитекторов Б.С. Виленского, В.А. Ершова, Л.А Шагуриной. В отделке колонн, расположенных на продольной оси станционного зала, использован темно-желтый, белый и серый мрамор.
В 1952 году в Красносельском появилась еще одна станция метро "Комсомольская"-кольцевая. По своей красоте ей, пожалуй, нет равных. Не случайно, иностранные туристы, которых привозят сюда на экскурсию, фотографируют каждую роспись, выполненную в плафонах потолка, словно редкую музейную картину. Станция построена знаменитым архитектором А.В. Щусевым в соавторстве с Сдам В.Д. Зориным, А.Ю. Заболотной, В.С. Варваниным, О.А. Великорецким. Художественное оформление выполнено по эскизам народного художника СССР П.С. Корина, известного, прежде всего, своей знаменитой, хотя и недописанной картиной, "Русь уходящая". Станционный зал украшает мозаичное панно из смальты с портретами русских полководцев разных времен - Александр Невский, Дмитрии Донской, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов, Александр Суворов. Продолжают военную тематику барельефы, посвященные отечественным войнам 1812 и 1941-45 гг. В отделке станции использован светлый мрамор, пол выложен из гранита. В центре зала находится переход на Сокольническую линию и к Казанскому вокзалу, а в конце зала - выход к Ярославскому и Ленинградскому вокзалам.
Согласно планам развития Московского метрополитена, в 2005 году будет сдана в эксплуатацию станция "Сретенский бульвар» (центральный участок Люблинской линии) с пересадками на " Тургеневскую" и '"Чистые пруды".
В Красносельском районе находится около 500 различных промышленных предприятий и организаций. Самые крупные - ОАО "Кондитерский концерн Бабаевский", МОАО "Большевичка», ООО Ткацкая фабрика "Мостекстильпром", ОАО "Московский молочный комбинат № 1", ЗАО "Русский хлеб, ЗАО "МОНА" ЗАО "Московская обойная фабрика и более десятка железнодорожных предприятий. История создания и деятельности каждого из них уникальна по-своему.
Открытое акционерное общество "Кондитерский концерн "Бабаевский - старейшее кондитерское предприятие России. Его история начинается с 1804 года, когда была заложена небольшая кондитерская мастерская, переросшая в последствии в фабрику. С 1880 г она известна по всей России и за ее пределами как "Товарищество А.И. Абрикосова и Сыновей". В конце XIX "Товарищество" становится крупнейшим производителем кондитерских изделий, лауреатом нескольких всероссийских и международных выставок, а с 1899 года - "Поставщиком Двора его императорского Величества". 1917 год - и новое название - "Кондитерская фабрика им. П.А. Бабаева". В настоящее время предприятие постоянно увеличивает объем производства, внедряет новое оборудование, и сладости "от Бабаевского" известны сейчас уже по всей России. Продукция экспортируется и за рубеж.
Несколько лет назад при концерне был создан музей, экспозиция которого рассказывает о том сложном пути, которой был пройден за два века от кондитерской фабрики бывшего крепостного Абрикосова до современного ОАО "Бабаевский". Музей создавался настоящими профессионалами, поэтому здесь отражены все периоды истории страны и предприятия. Не менее интересная и история развития "Московской обойной фабрики". 130 лет упорного труда, поиска, зато сегодня их итогом являются современные обои глубокого способа печати, гофрированные, влагостойкие и моющиеся обои. Почти каждое из промышленных предприятий Красносельского района является лидером в той или иной области. Не стало исключением и Московское АО "Большевичка". С 1929 года это предприятие играет ведущую роль в производстве мужских костюмов. "Старая марка, новое качество - вот что ценят все покупатели, приобретающие продукцию "Большевички". В районе постоянно проживает 35,5 тысяч человек. Специфика демографической ситуации связана с тем, что численность "дневного" населения (приезжих, работающих в районе и др.) существенно превышает число постоянно проживающих жителей - 440 тысяч человек в день.
Особенностью сферы труда и занятости в районе является его принадлежность к типу районов - "сити", в которых находится большое число офисных учреждений, научно-производственных центров, транспортных организаций, промышленных предприятий. Рабочими местами в районе обеспечиваются не только собственные трудовые ресурсы, но и жители других районов Москвы и Подмосковья.
Высокий удельный вес пенсионеров (а их более 23,5%) усиливает значимость проблем социальной защиты. Для их решения в декабре 2001 года в районе был открыт комплексный центр социального обслуживания «Красносельский». Не забыто и подрастающее поколение: ребятам предоставлены все возможности для получения качественного образования, творческого и физического развития, проведения досуга по интересам.
Красносельский район Москвы бережно хранит как общенациональные, так и местные традиции. Проводятся регулярные встречи ветеранов, посвященные Памятным датам. В дни государственных и народных праздников проходят концерты и тематические мероприятия на открытых площадках у станций метро, в ЦДКЖ, школах и клубах района. Особой популярностью пользуются "дворовые праздники" для детей, подростков и старших поколений.
У Красносельского района большие планы на будущее, которые уже сегодня активно воплощаются в реальность. Причем, их реализация зависит не только от работы местной власти, но йот инициативы и ответственности жителей, их гражданской позиции и желания участвовать в жизни района.
Улицы
-
Ананьевский переулок
-
Астраханский переулок
-
Ащеулов переулок
-
Большой Балканский переулок
-
Новая Басманная улица
-
Басманный переулок
-
1-й Басманный переулок
-
Бобров переулок
-
Гаврикова улица
-
Газовский переулок
-
Глухарёв переулок
-
Малый Головин переулок
-
Грохольский переулок
-
Давыдовский переулок
-
Даев переулок
-
Докучаев переулок
-
Живарев переулок
-
Индустриальный переулок
-
Каланчёвская улица
-
Каланчёвский тупик
-
Комсомольская площадь
-
проезд Комсомольской Площади
-
1-й Коптельский переулок
-
2-й Коптельский Сдам переулок
-
Костянский переулок
-
Красноворотский проезд
-
Краснопрудная улица
-
Краснопрудный переулок
-
Большой Краснопрудный тупик
-
Малый Краснопрудный тупик
-
Верхняя Красносельская улица
-
Малая Красносельская улица
-
Нижняя Красносельская улица
-
Красносельский тупик
-
1-й Красносельский переулок
-
2-й Красносельский переулок
-
3-й Красносельский переулок
-
4-й Красносельский переулок
-
5-й Красносельский переулок
-
6-й Красносельский переулок
-
площадь Красные Ворота
-
Лермонтовская площадь
-
Леснорядская улица
-
2-я Леснорядская улица
-
Леснорядский переулок
-
улица Лобачика
-
улица Большая Лубянка
-
улица Малая Лубянка
-
Луков переулок
-
Милютинский переулок
-
Московско-Казанский переулок
-
Мясницкая улица
-
Мясницкий проезд
-
Новорязанская улица
-
1-й Новый переулок
-
2-й Новый переулок
-
3-й Новый переулок
-
Ольховская улица
-
Ольховский переулок
-
Ольховский тупик
-
1-й Ольховский тупик
-
Орликов переулок
-
Панкратьевский переулок
-
Пантелеевская улица
-
Новая Переведеновская улица
-
Средняя Переяславская улица
-
улица Маши Порываевой
-
Просвирин переулок
-
Протопоповский переулок
-
Русаковская улица
-
Рыбников переулок
-
Рязанский переулок
-
Рязанский проезд
-
Садовая-Спасская улица
-
проспект Академика Сахарова
-
Селивёрстов переулок
-
Скорняжный переулок
-
Большая Спасская улица
-
Спасский тупик
-
улица Сретенка
-
площадь Сретенские Ворота
-
Сретенский бульвар
-
Сретенский переулок
-
Сретенский тупик
-
Большая Сухаревская площадь
-
Тургеневская площадь
-
Уланский переулок
-
Фролов переулок
-
Фуркасовский переулок
-
Южный проезд
|
Если Вы заметили неточности в нашей информации или хотите помочь дополнить данный раздел.
|
|