1. По форме собственности детские садики делятся на:
– муниципальные («государственные») – принадлежат государству и контролируются напрямую Департаментом образования.
– ведомственные – прикреплены к той или иной организации, контролируются нею же, созданы для детей сотрудников.
– частные (коммерческие). Частный детский сад обязательно должен иметь лицензию, аккредитацию, все программы должны быть сертифицированы, а педагоги – пройти аттестацию. В связи с трудоемкостью получения лицензии иногда можно заметить те или иные частные «центры детского развития», которые работают точь-в-точь как детские садики.
– домашние (семейного типа) – подвид частных детских садиков.
2. По возрасту воспитанников:
– ясли.
– собственно детский сад.
– ясли-детский сад (наиболее распространенная на сегодняшний день форма, объединяющая в себе первые две).
3. По продолжительности рабочего дня учреждения и пребывания детей:
– полного дня (12 ч.).
– укороченного дня (10 ч.).
– продленного дня (14 ч.) дня.
– круглосуточного пребывания.
– кратковременного (3–5 ч.) пребывания.
4. По направленности деятельности детского сада.
– Собственно детский сад.
– Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением какого-либо направления или направлений развития воспитанников. Такие садики, по сути, – это те же самые «обыкновенные» детские садики, к которым добавили тот или иной «уклон». Достигается это путем увеличения часов, выделенных на те или иные занятия (физкультура, рисование, пение, английский и т.д.) и включением в штат нескольких дополнительных специалистов нужного профиля.
Детские садики первых двух групп рекомендованы для посещения большинству детей.
– Детский сад присмотра и оздоровления. Данные детсады рассчитаны на детей, склонных к частым простудным заболеваниям или имеющих (не тяжелые!) хронические заболевания, нуждающихся в ежедневной заботе о здоровье. В таких детских садиках более строгие санитарно-гигиенические стандарты, проводятся различные профилактические и оздоровительные процедуры (массажи, ароматерапии, водолечение, лечебная физкультура, фитотерапия).
– Центр развития ребенка – детский сад. Детсады этой группы, как правило, отличаются от стандартных дополнительными занятиями. Можно сказать, что это – детский сад со встроенными кружками. Чаще всего в таких центрах обустроены компьютерные классы, бассейны, игровые комплексы (игротеки), детские театры, студии танцев и гимнастики.
– Детский сад компенсирующего вида созданы для помощи детям, которые имеют серьезные проблемы со здоровьем и развитием: туберкулезная интоксикация, ВИЧ/СПИД, задержка психического развития, нарушение работы опорно-двигательного аппарата, глухота/пониженный слух, незрячесть/низкое зрение, нарушения речи. Главный приоритет деятельности такого детского садика – квалифицированная коррекция развития ребенка и максимально возможное улучшение состояния его здоровья. Наряду с коррекцией состояния ребенка производится обучение и воспитание – таким образом, детский сад компенсирующего типа остается дошкольным образовательным учреждением, а не становиться медицинским или социальным. Как правило, каждый такой детский садик имеет свою узкую специализацию. Помимо педагогов в детских садиках компенсирующего вида работают коррекционные педагоги и медики.
– В детском саду комбинированного вида разные группы имеют разную направленность; это могут быть группы оздоровления, компенсации или приоритетного направления. Следует отметить, что на сегодняшний день государство в лице министерства образования всячески поощряет развитие и подчеркивает приоритетность именно такой формы организации работы ДОУ.
Отдельно следует отметить «Вальдорфские», «Фребелевские», «Домановские» садики, садики Зайцева и Монтессори. Все эти детские сады отличаются от «обычных» тем, что в основу из деятельности положена не одна из одобренных Департаментом образования программ («Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Триз», «Наследие», «Шаг за шагом», «Кроха» и другие), а разработки того или иного педагога – его фамилия и определяет название садика. Такие дошкольные образовательные учреждения могли бы быть как государственными, так и коммерческими, однако на практике большинство из них – частные. В государственных учреждениях более-менее прижилась только методика Монтессори. Ее ключевые особенности – работа с детьми разного возраста в одной группе, интенсивность занятий (4-5 часов в день), отказ от использования игры как метода обучения, придание значительной роли дидактическим материалам и пособиям, маленькой – личности воспитателя.
Хороший детский сад – очень важный элемент жизни каждого ребенка, а выбирая, куда отправить первого в семье ребенка, родители часто принимают прямо-таки судьбоносное для всей семьи решение. Парадокс в том, что излишнее напряжение, слишком высокие требования, поиски идеального варианта и отсеивание по мельчайшим критериям – худший подход из всех возможных. Психологи рекомендуют выбирать детский садик, ориентируясь на душевный комфорт: родители должны хорошо себя чувствовать в стенах детского садика, а ребенок – в компании с воспитателем.
Администрация сайта и автор данного текста искренне желают вам легко и быстро найти тот самый детский сад, который станет для ваших детей настоящим вторым домом.